|
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Защита прав человека в России: трудно, но пока выполнимо

Заявление VIIСъезда ООД «За права человека»

Общая тенденция последних 15-ти лет на ликвидацию завоеваний демократических реформ завершилась почти полным возвращением к бесправию тоталитарного характера. Некоторое продвижение к стандартам современной демократии, провозглашенное властями под давлением протестного движения в 2011-1012 годах, аннулировано более поздними поправками.

На сегодняшний день в Российской Федерации, по сути, сделаны все шаги для ликвидации конституционных прав и свобод, каждый день приносит нам всё новые и новые законодательные репрессивные ограничения.

Суды практически полностью утратили независимость. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в силу политической конъюнктуры властям нужно продемонстрировать свою «доброту».

В дополнение к официальным законодательным ограничениям для подавления инакомыслия – в медиа, интернете, культурном творчестве и гуманитарных науках – вовсю используются неформальные рычаги давления. Это означает полномасштабное возвращение политической и идеологической цензуры. Контролируемые властями СМИ превратились в единую машину тоталитарной пропаганды.

На скандальном уровне остаётся социальное расслоение российского общества, нарастает институциональная деградация медицины, образования, науки и культуры. Несмотря на все бюджетные впрыскивания, в нашей стране бедность и нищета охватывает почти треть населения. При этом уровень инфляции для людей с низкими доходами значимо превышает её средний показатель, что стремительно обесценивает периодическую индексацию социальных выплат. Нарастает разрыв в экономическом положении регионов и внутри них.

Система исполнения наказаний, несмотря на заявления о её реформировании, продолжает оставаться «черной дырой» жестокости и произвола, где возможны безнаказанные убийства, а увечья, пытки и унижения стали буднями.

Сегодня правозащитники уделяют первостепенное внимание защите тех, кто стал жертвой произвола и несправедливости, кто объективно не может самостоятельно защитить свои права и становится мишенью беззакония и обмана.

Традиция, на которую опираются российские правозащитники, уходит корнями в XIXвек. Она основана на идеалах гуманности, ненасилия, свободы и справедливости. Четыре десятилетия назад основные положения этой традиции сформулировал академик Андрей Сахаров в своей нобелевской речи, озаглавленной «Мир, прогресс и права человека».

Логика правозащитной идеи ясна уже из названия. Без признания приоритета прав человека невозможен никакой общественный прогресс. (Кровавые события XXвека это исчерпывающе доказали). Без прав человека и общественного прогресса невозможен мир на планете.

Именно на наследии Андрея Сахарова должно основываться российское правозащитное движение, проникнутое гуманизмом и приверженное праву.

Если власти раздавят правозащитные организации, то правозащитники, даже лишенные нынешних организационных и медийных возможностей, продолжат защищать людей, станут отстаивать идеалы права и демократии уже как диссиденты.  

Мы выражаем солидарность со всеми преследуемыми за их мирные и конституционные убеждения, за их гражданскую позицию.

Мы требуем прекращения политически и коррупционно мотивированных преследований и освобождения несправедливо осужденных. Мы требуем освобождения всех осужденных «болотных узников» и прекращения последующих процессов по «болотному делу».

Мы требуем прекращения использования государственного влияния на медиа для разжигания ксенофобии и травли инакомыслящих.

Мы призываем к проведению новой, действительно широкой и гуманной, амнистии.

 

 

О неотложных мерах по борьбе с бедностью

 

Резолюция VIIСъезда Общероссийского движения «За права человека»

 

VIIСъезд Общероссийского общественного движения «За права человека» рассматривает вопрос о структурной бедности в Российской Федерации как один из самых драматических. Несмотря на рост государственного бюджета и различные государственные решения, доходы значительной категории населения находятся на недопустимо низком, постыдном для современного европейского государства уровне.    

    

Мы убеждены в необходимости обеспечить со стороны федеральных и региональных властей необходимую поддержку наиболее бедной трети населения нашей страны - пенсионерам и инвалидам. Особенно пострадали те, кто живет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

По Конституции Россия является социальным государством, но это остаётся пустой декларацией. Для того чтобы хоть как-то соответствовать Конституции в этом вопросе, необходимо выполнять ратифицированную Россией 102-ую Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая требует, чтобы пенсии составляли не менее 40% утраченного пенсионером заработка.

Власть декларативно заявляет о необходимости поддерживать жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера, но при этом за прошедшие 20 лет выплаты были резко сокращены. Эту ситуацию нужно радикальным образом менять. Должны быть восстановлены ранее действовавшие государственные гарантии северянам, в том числе единые районные коэффициенты для жителей соответствующих местностей и полуторный стаж при назначении пенсий. Это устранит вопиющее нарушение ст. 55 Конституции РФ, допущенное в отношении северян законом от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ (т. н. «закон о монетизации льгот»).

      

Предложения Съезда:

 

  1. Общие меры.

 

  1. Установить минимальную зарплату в РФ в размере 100 рублей/час.
  2. Установить предельный коэффициент отношения максимальной и минимальной зарплаты, равный 8, – в государственной и муниципальной службе, государственных и муниципальных организациях, учреждениях и предприятиях, в акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства и муниципалитетов.
  3. Установить ежемесячное пособие на детей до 14 лет в размере прожиточного минимума в регионе.
  4. Поскольку реальная инфляция для низкодоходных групп населения составляет не 6-7% в год, а около 25-30%, индексацию трудовых пенсий следует производить не по официально объявляемому среднему уровню инфляции, а по ее реальному уровню для малообеспеченных, к которым относятся получатели трудовых пенсий, инвалиды, лица, получающие социальные пособия и стипендии.

 

  1. Меры для районов, приравненных к Крайнему Северу.

 

  1. Восстановить единые районные коэффициенты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это было зафиксировано в ст. 10 Закона о северах от 19.02.1993 г. № 4520–1, устранив ныне возвращенное в этот Закон необоснованное, незаконное, искусственное и нелепое деление северян на так называемые «производственную» и «непроизводственную» сферы, что привело к снижению пенсий, пособий и стипендий северян на 10 - 20%.
  2. Законом о трудовых пенсиях от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ в ст. 30 введен произвольный «потолок» заработка пенсионера в форме коэффициента, устанавливающего соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране. Это соотношение для северян составляет 3–4 и выше. А произвольно установленный пенсионным законом «потолок» данного коэффициента введен в значительно более низком размере, что произвольно снижает пенсии на 10-50%. Необходимо, чтобы уровень коэффициента для пенсионеров-северян был поднят до 3– 3,5.

Статья 28 Закона о северах требует, чтобы при исчислении трудового стажа для назначения пенсий применялся его полуторный размер. Но глава IIIпенсионного закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ данное требование проигнорировала, а законом 122–ФЗ (о монетизации льгот) ст. 28 Закона о северах вообще признана устранившей силу.

Кроме очевидной несправедливости, это явно противоречит требованию п. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издавать законы, умаляющие существующие права.

Необходимо восстановить действие ст. 28 Закона о северах и откорректировать соответствующие нормы главы IIIЗакона о трудовых пенсиях, что повысит пенсии северян на 10–15%.

  1. Поскольку к единовременным денежным выплатам, введенным в 2004 г. Законом № 122-ФЗ для инвалидов (ЕДВ), в отношении инвалидов–северян «забыли» применить районные коэффициенты, инвалиды оказались равны в регионах с огромной разницей в стоимости жизни. Необходимо ввести к ЕДВ инвалидам – северянам надлежащие единые районные коэффициенты.

 

Устранение унизительной и оскорбительной бедности – долг государства и нравственная задача общества.

 

Мы обращается к Президенту, Федеральному собранию, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека, Совету по правам человека при Президенте РФ, руководителям политических партий и общественных организаций, Общественной палате РФ с призывом рассмотреть вышеизложенные требования.

 

 

***

В защиту правозащитника Андрея Осмачкина

 

Резолюция VIIСъезда Общероссийского движения «За права человека»

 

В настоящее время в Липецкой области идет откровенно заказной судебный процесс в отношении правозащитника Андрея Осмачкина

 

Мы убеждены, что этот процесс является местью А. Осмачкину со стороны правоохранительных органов. Осмачкин – бывший фермер из Липецкой области, в свое время «отбил» от полиции молодых ребят из родного села, которых силовики пытались преследовать как организованную преступную группировку для повышения отчетности по раскрываемости преступлений.

Остановив полицейский произвол, Осмачкин сначала лишился возможности заниматься предпринимательской деятельностью, так как его производственные мощности были сожжены и разграблены неизвестными. Затем, когда он стал правозащитником, то подвергся уголовному преследованию – в 2013 году в отношении Андрея Осмачкина сфабриковано уголовное дело за попытку угона автомобиля. Необходимо отметить, что начальник ГУВД Липецкой области является личным врагом правозащитника.

Мы требуем прекратить судебный процесс по сфальсифицированному делу в отношении Андрея Осмачкина.

Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела в отношении тех, кто сфальсифицировал обвинение против правозащитника.

************************************************************************************************************

************************************************************************************************************

Приложение к документам съезда

Президенту Российской Федерации Путину В. В.

Председателю Правительства РФ, лидеру «Единой России» Медведеву Д. А.

Руководителям и всем депутатам Государственной Думы РФ

Руководителям и членам Совета Федерации РФ

Лидерам парламентских политических партий КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР Зюганову Г. А., Миронову С. М., Жириновскому В. В.

Секретарю Общественной Палаты РФ Велихову Е. П.

Председателю ФНПР Шмакову М. В.

От гр. Купермана М. А., адрес: 693006,  г. Южно-Сахалинск,

 ул. Ленина д. 331 кв. 21, тел/факс (4242)-229158

1 мая 2014 г.*

ОТКРЫТОЕ      ОБРАЩЕНИЕ 

«Об острой необходимости неотложного исполнения органами власти обязанностей по материальной поддержке малообеспеченной трети населения»

Прошу всех, кто прочтет это Обращение, внимательно вникнуть в его содержание и поддержать все четыре нижеизложенных предложения, чтобы жизнь бедной трети населения нашей страны стала лучше.

Начнем со следующего.

Уровень реальной инфляции для малообеспеченных групп населения значительно выше, чем официально декларируемый средний уровень инфляции по стране. Например, за 2013 год этот средний уровень объявлен в 6,5%, хотя, если верить публикации в газете «Аргументы и факты» (№ 18(1747), 30 апреля - 6 мая  2014г., стр. 17 тираж 2234336 экз. – прошу внимательно прочесть приложение № 1), реальный уровень инфляции за 2013г. составил 30%. И не только за 2013 год, но за последние три года... Фатальная значимость этой более чем  4-х кратной разницы официального и реального уровней инфляции (30% : 6,5%=4,6 раза) состоит в том, что для индексации пенсий и пособий, в соответствие с действующим законодательством, в первую очередь касающимся п.6 ст.17 федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее-Закон 173-ФЗ), применяется официальный уровень инфляции. Следовательно, размер индексации трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий многодетным семьям, детям, потерявшим кормильцев, иным лицам, получающим социальные пособия, «донорские», «ветеранские», степендии – этот размер индексации выплат наиболее уязвимым группам населения более чем в 4 раза отстает от уровня реальной инфляции!

Очевидно, что этот факт порочит саму идею мотива индексации пенсий, пособий, стипендий, заложенную в нормативных актах об индексации социальных выплат, как меры государственной защиты жизнеобеспечения социально незащищенных граждан. А поскольку это явление повторяется ежегодно, т.е. носит системный характер, то не будет преувеличением утверждать, что нежелание Правительства Российской Федерации использовать для индексации трудовых пенсий и социальных пособий реальный уровень инфляции является одной из самых циничных форм имитационного поведения федеральных властей, как бы резко это ни звучало. Ведь речь идет об исполнении государством одной из его важнейших функций – защиты тех групп лиц, которых может защитить только государство! Это его миссия, обусловленная смыслом 7-й статьи нашей Конституции!

      Уважаемые руководители, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации!

Я обращаюсь к Вам с предложением и просьбой принять решения или реализовать Ваше право законодательной инициативы в федеральных органах власти, имея целью добиться таких изменений в действующем законодательстве, которые гарантировали бы поддержание покупательной способности лиц, получающих трудовые пенсии, социальные пособия и стипендии, на уровне, адекватном уровню реальной инфляции для этой категории граждан, с учетом региональных особенностей места их проживания.

Учитывая Ваш большой жизненный опыт и высокую квалификацию, можно было бы вышеизложенным предложением и ограничиться – Вам его смысл и значимость, думаю, понятны. Но я уверен, что положительное решение этого и иных нижеизложенных вопросов денежной поддержки наиболее уязвимых групп населения без пояснений и без широкой поддержки общественности невозможно. Вот почему данное Обращение – открытое, оно адресовано не только органам федеральной власти, но и общественности - политическим партиям, НКО, общественным палатам, профсоюзам, всем неравнодушным гражданам, СМИ. Кроме того, я уверен, что в правительственных кругах оно вызовет непримиримое неприятие. Поэтому полагаю разумным хотя бы кратко изложить контрдоводыпротив возражений потенциальных оппонентов.

________________     ________________     ________________

 

Итак, первое из возможных возражений оппонентов. Они станут утверждать, что приведённая газетой «АиФ» цифра якобы реальной 30-процентной инфляции не является достоверной, при всем уважении к более чем двухмиллионному тиражу этой газеты, и к ее читателям. Не случайно ведь в таблице, воспроизводящей изменения цен, приведены данные за апрель 2014 года. Стало быть цифры в таблице приведены не статистически верные, а оценочные, прогнозные. А прогнозы могут страдать субъективизмом. Да и данные в таблице приведены лишь по девяти субъектам, а их у нас 85. Кто их отбирал в таблицу? Одно это доказывает предвзятость автора и редакции, движимых в погоне за подписчиками дешевым популизмом. Поэтому следует руководствоваться только официальными статданными, точно отражающими реальный средний уровень инфляции по всей стране, как того требует Закон.

В ответ на эти возражения следует сказать, во-первых, что (цитирую):  «АиФ» уже 3-й год следит за ростом цен на минимальный набор продуктов питания, лекарства, услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте. И стоимость этой «корзины» ежегодно растет на 30%, тогда как рост по гос. статистике – менее 7%». Но реальность 30% – го роста цен каждый малообеспеченный человек, его дети и родители - пенсионеры ежедневно видят на ценниках и ощущают на своих кошельках.

Во-вторых, порочна сама методика исчисления уровня инфляции, как некоей средневзвешенной величины, без ее дифференциации (разделения) по группам населения с различным уровнем доходов, и без учета региональных различий. А ведь это важнейшие факторы, непосредственно влияющие на уровень жизни. Этот уровень определяется соотношением необходимых расходов и фактических доходов различных групп населения. Это соотношение называют еще покупательной способностью. А она очень сильно зависит от структуры потребляемых товаров и услуг. Эта структура радикально различается у групп населения с различным уровнем доходов. Если все население условно разделить на три примерно равные части – высокооплачиваемые, среднеоплачиваемые и низкооплачиваемые, то разница в структуре потребления ими товаров и услуг очевидна. Особенно в том, что касается малообеспеченных, защите интересов которых посвящено это Обращение. Вот как мне видится эта структура.

Доля расходов малообеспеченных на продукты и лекарства составляет примерно 60% их доходов, на услуги ЖКХ, транспорт и связь - остальные 30-40%. На одежду, обувь, хозтовары, выплаты на детей, взимаемые в школах (как правило, без учета доходов родителей!) остается не более 10%. На турпоездки, культмероприятия, платные кружки и спортсекции для детей, платные медицинские и иные услуги, промтовары длительного пользования денег уже не остается, как нет их ни на улучшение жилищных условий, ни на сбережения. А в структуре расходов лиц со средним уровнем доходов соответствующие доли резко меняются. Например, на продукты питания лица и семьи со средними доходами тратят примерно 30% своих доходов, столько же на одежду, обувь и хозтовары. А у высокооплачиваемых эти доли еще в 2-4 раза ниже. И это хорошо-– потому что остаются деньги и на помощь родственникам, и на культмероприятия, и на платные услуги для детей, медуслуги, дорогие лекарства, турпоездки, новое жилье и сбережения. Всего этого низкооплачиваемая треть населения лишена. Но что для нас здесь очень важно – это два феномена, являющиеся следствием большого расслоения населения по уровню доходов, усугубляющих положение бедной трети населения. Оба эти феномена отражают объективные экономические закономерности.

Первый феноменпроявляется в том, что рост цен на различные товары и услуги не одинаков: если на продукты питания и лекарства рост цен составляет 15-50%, на большинство услуг 10-30%, то на промтовары этот рост, в среднем, не превышает 3-10%. А на отдельные виды предметов длительного пользования, например, электронику и компьютеры, цены снижаются. И поскольку в структуре потребления низкооплачиваемых групп населения доля расходов на питание и услуги ЖКХ составляют больше половины всех доходов, постольку от роста цен больше других страдают именно малообеспеченные.

Второй феноменхарактерен для всех местностей, но особенно - для регионов с резко различающимся уровнем доходов трех вышеуказанных условных групп населения –                          - высокооплачиваемых, среднего класса и бедной трети. К таким регионам следует отнести и Сахалинскую область, руководство которой обоснованно гордится всё растущим средним уровнем зарплат, превысившим в 2013 году 43 тысячи рублей. Само по себе это хорошо (если не учитывать негативных результатов эффекта роста расслоенияобщества на богатых и бедных, зашкаливающего у нас за 15-20-тикратную величину, против 4-6-тикратного уровня в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой). Но «побочный эффект» от высокого уровня средних зарплат проявляется в том, что и средний уровень цен, и темпы их роста ориентированы на уровень т. н. среднедушевых доходов, который растет, в первую очередь, за счет опережающего роста доходов средне – и высокооплачиваемых двух третей населения. Таким образом, от существенного роста доходов этих групп населения объективно страдает бедная треть, покупательная способность которой сокращается ровно настолько, насколько мизерный рост ее доходов отстает от роста доходов средне – и высооплачиваемых групп  населения. Итак, бедная треть остается крайне ущемляемой частью населения, даже при улучшении общих средних показателей уровня жизни.

Думаю, что решение этой проблемы очевидно: всем ветвям и уровням власти следует озаботиться не только ростом доходов трудящихся, но и повышением доходов бедной части своих сограждан. Ведь в отличие от работающих, эта часть населения, в первую очередь инвалиды, получатели трудовых пенсий и пособий, стипендий, не могут сами себе увеличивать их размер, или влиять на уровень цен, или раздавать себе талоны на льготные наборы продуктов и проезд в общественном транспорте (в первую очередь детям малообеспеченных родителей). И это, и многое другое можно сделать для поддержки бедной трети населения, а заодно и сокращения нынешнего позорного разрыва в уровне доходов бедных и богатых. Причем речь идет вовсе не об уравниловке, лишающей стимулов к высокопроизводительному и качественному труду, а об обеспечении социальной справедливости.

Все меры поддержки нетрудоспособных лиц может и должна принять власть, и только власть – если она нравственна, справедлива и совестлива. Это её миссия, каковой она является во всех развитых демократических странах. Не случайно после второй мировой войны там принята и действует 102-я Конвенция МОТ (международной организации труда), в соответствие с которой размер трудовой пенсии не должен быть ниже 40% от утраченного пенсионером заработка, а не 18-23%, как у нас. И в большинстве стран этот уровень давно достиг 50-70%, хотя возраст выхода на пенсию на 5-10 лет выше, чем у нас. Как выше и продолжительность жизни, зависящая, конечно, и от покупательной способности пенсионеров. Вот я и предлагаю Вам, уважаемые руководители и депутаты, содействовать повышению уровня, качества и продолжительности жизни своих земляков, в первую очередь пенсионеров – ведь только Вы имеете право принятия решений или законодательной инициативы в высших органах федеральной власти!

Повторюсь: речь не идет о стремлении к достижению некоей уравниловки – более высокие доходы должны стимулировать более общественно-полезный и высокопроизводительный труд. Но принципы разумности и нравственности не могут не побудить Вас, уважаемые руководители и депутаты, реализовать Ваши полномочия по защите интересов наиболее нуждающейся в этом трети населения – и, тем самым, заслужить благодарность бедной трети населения страны, в первую очередь пенсионеров и инвалидов. Эти же принципы должны избавить уважаемых депутатов от опасения заслужить своей инициативой, требующей от бюджета денег, неудовольствия Правительства, ряд руководителей которого давно привыкли, вместо реальных мер поддержки уязвимых групп населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов -  северян - - дальневосточников - объявлять подобные инициативы «дешевым популизмом»...

Здесь уместно опровергнуть еще один из возможных доводов оппонентов вносимых предложений – о бесполезности данных инициатив из-за заведомо известного отторжения их Правительством России. Но опыт работы региональных законодательных собраний ряда северных субъектов России, в течение последних лет безуспешно вносивших ряд инициатив по восстановлению ранее действовавшихгосударственных гарантий и компенсаций северянам –      - этот опыт показывает, что при должной настойчивости и объединении усилий совестливой и зрелой части федеральной элиты, региональных властей и общественности положительных решений добиться можно, даже если для их реализации необходимо выделять деньги из федеральных источников. Именно такая работа позволила добиться возврата права пенсионеров -  - северян на оплату проезда на материк один раз в два года, на сохранение «северных» пенсий тем, кто выезжает на материк, на оплату им проезда и вывоза имущества. Стало быть, настойчивая, последовательная и принципиальная работа с федеральными органами власти по отстаиванию интересов жизнеобеспечения пенсионеров страны, в первую очередь жителей северных регионов может быть результативной!

Требует нашей оценки и такой важный довод оппонентов, как их ссылка на дефицит средств в федеральной казне, которых ни на что не хватает. Ведь в бюджете текущего года, даже без учета дополнительных затрат на Крым, доля средств от ВВП, направляемых в социальную сферу, уменьшилась в сравнении с 2013 годом. Даже доля здравоохранения с 3,8% в 2013 году сокращена до 3,5% в 2014... (заметим, что эта статья расходов в странах с развитой социально ориентированной рыночной экономикой составляет 5-9%).

Спрашивается, где же взять деньги на поддержку пенсионеров, хотя бы северян и дальневосточников? И без того федеральный бюджет ежегодно дотирует пенсионный фонд более чем на полтриллиона рублей... Нам говорят - нет денег! – ни свободных, ни таких, какие можно было бы взять из других статей бюджета, тем более из его «оборонных» статей, возросших  в последние годы на 40%...

Налоги повышать нельзя – и без того малый и частично средний бизнес загибаются, – не спасают даже повсеместные черные и серые схемы ухода от налогообложения.... И плоскую шкалу отменять нельзя – якобы серая зона расширится еще больше. И экономика не растет. Да еще Запад грозит нам санкциями, хоть мы их и не боимся...

На это «нет денег» необходимо возразить следующее. Лишних денег в любом бюджете не бывает никогда – их всегда не хватает!

Но когда денег не хватает, особенно важно определить приоритеты их распределения!Вплоть до такой крамолы: если нет других источников, может, следует в этот сложный для экономики период отказаться от проведения ЧМ – 2018 по футболу, направив деньги на поддержку своих пенсионеров? Ведь две задачи, ставившихся руководством страны для проведения у нас ЧМ – 2018, уже решены – и рейтинг Президента после олимпиады и Крыма выше 80%, и физкультура с ГТО и спорт высоких достижений обрели былую популярность. А вот реальные доходы пенсионеров не растут, а снижаются. Поэтому мы вправе ожидать и требовать, чтобы федеральные власти с должным пониманием и уважением отнеслись к интересам пенсионеров, северян - дальневосточников, в первую очередь их беднейшей части - пенсионеров и других малообеспеченных групп населения. Таким образом, речь идет о перераспределении имеющихся средств, как бы мало их ни было.
            И здесь будет уместно напомнить Правительству России одну мысль из выступления Президента России В.В Путина, высказанную им несколько лет назад на одном из правительственных мероприятий в Хабаровске, посвященном вопросам развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока. В изложении эта очень важная, на мой взгляд, мысль заключалась в следующем: «...Да, население Дальнего Востока давно не растет, а продолжает сокращаться. И одна из причин этого - снижение покупательной способности населения, а не только дискомфортные условия жизни. И то, и другое хуже, чем в центральной России. Но если на климат и землетрясения мы повлиять не можем, то о повышении денежных доходов подумать надо. Потому что никакие меры развития инфраструктуры, экономики и социальной сферы не могут заменить прямых денежных выплат». К этой ценной мысли добавлю от себя, что ее значимость трижды важна для тех дальневосточников, кто не может зарабатывать, и чья жизнь обеспечивается только получаемыми пенсиями и пособиями.
           Отсюда следует вывод, который власти не вправе счесть ни эгоистичным, ни популистским: если у государства не хватает денег для повышения пенсий и пособий по всей стране, то следует делать это поэтапно, начиная с северян и дальневосточников. Этот лейтмотив Президент и Федеральное Собрание могут и должны навязать Правительству! Требуется не только понимание ситуации, принципиальность и последовательность, но и высокая активность,  особенно общественности. Я бы сказал, что здесь необходима корректная настырность всех форм действий - и организационных, и лоббистских, и информационно - пиаровских. Не поддержали сегодня – обращаться завтра. Отказал один – обращаться к другому. Стучаться во все двери. Повторять старые разумные доводы и искать новые. Расширять круг единомышленников, постоянно усиливать давление на оппонентов, не упуская ни единой возможности.

Кроме прочих мер, полезно было бы анализировать наблюдения органов статистики – это нужно делать, относясь к ним критически – не зря ведь в ходу такая сентенция: «есть ложь, большая ложь, и есть статистика...». Не случайно недавно ушел в отставку руководитель федерального НИИ по статистике, д. э. наук, профессор  В. Симчерой, публично заявивший после своего скандального ухода о том, что он не хотел больше врать, выполняя указания своего начальника (каковым в то время была министр Минэкономразвития Э. Набиуллина, нынешний глава Центробанка). Прошупрочестьприложение №2 – материал «Статистическая погрешность», опубликованный на третьей странице газеты «Аргументы недели» №1(393) за 16.01.2014г. Поэтому органам региональной власти и местного самоуправления следовало бы на   2 – 3 года организовать ежеквартальный мониторинг цен и тарифов на наиболее массовые товары и услуги, входящие в потребительские корзины, в разных населенных пунктах, ибо эти цены и тарифы существенно различаются в центрах, в малых городах и отдаленных поселках. А статистика дает нам лишь средний уровень. Да и другие компоненты методики наблюдений и расчетов во многом ошибочны, и даже порочны, начиная с формирования потребительских корзин... В этом мониторинге могла бы участвовать и общественность - организации ветеранов и инвалидов, профсоюзы, активисты известного «Народного фронта». Властям надо лишь методически грамотно организовать эту работу, обобщение и анализ результатов.

Пока же почти ничего  из вышеперечисленного, увы, не происходит. Вот почему, несмотря на ряд позитивных мер, принимаемых региональными властями, население, особенно на Северах и Дальнем Востоке продолжает сокращаться. Да и моральный фактор не содействует улучшению демографической ситуации – ведь люди чувствуют явный дефицит заботы о бедной трети населения. А северяне, кто может, уезжают на материк. Многие умирают, не дожив даже до и без того невысокого потолка средней продолжительности жизни россиян. А тут еще федеральные власти подбрасывают нам нередко факты, укрепляющие недоверие к декларациям властей об их заботе о нас. Чего стоит лишь факт недавнего единовременного повышения зарплат федеральных депутатов, администрации Президента, Правительства в 2,5 раза! И привыкший к беспределу народ не задает властям резонный вопрос: а почему это повышение сделано не так, как для пенсионеров – на 6,5 %, т. е.  по уровню официальной инфляции, а в 20 раз больше?!...

________________     ________________     ________________

Вышеизложенное побуждает рекомендовать властям считать существенный рост денежных доходов бедной трети населения своей самой насущной задачей. И для ее решения надо найти источники и реализовать для начала хотя бы четыре, полагаю, простых способа:

  1. Первый- для всей России – уже описанная выше индексация выплат пенсий и пособий не по цинично занижаемому уровню официальной инфляции, а по ее реальному уровню для лиц с низкими доходами, с учетом региональных особенностей – то есть для северян – с учетом того, что наши цены и тарифы, т.е. наша «корзина» в 1,5-2 раза дороже, чем в центральной России. Можно спорить, каков уровень инфляции является реальным – 30%, как пишет «АиФ», или 18%, как пишет в «АН» профессор В. Симчерой. Но очевидно, что «на северах» уровень инфляции ближе к 30%.

Следующие три способа предлагаются только для поддержки северян.

  1. Второй способ– возвращение незаконно и вопиюще несправедливо срезанных в 1997-2002 годах единых для каждой «северной» местности районных коэффициентов, каковые в результате борьбы за это общественности и властей северных регионов были введены сначала Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76, устранившим ранее существовавшее необоснованное и нелепое разделение северян на так называемые «производственную» и «непроизводственную» сферы. И в 1993 году это было закреплено ст. 10 федерального Закона о северах от 19.02.1993г. № 4520-1. Вдумайтесь в его название: «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера...»! Обратите внимание – речь идет не о льготах, так не любимых федеральными чиновниками, а о государственных гарантиях! Одна из таких государственных гарантий в первых редакциях Закона о северах во второй части его 10–й статьи была сформулированна так: «Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате».А в последующих редакциях этого Закона, начиная с Закона от 02.04.2014г. №55 – ФЗ и  пресловутого Закона от 22.08.2004г. № 122 – ФЗ (о монетизации льгот) эта государственная гарантия исчезла. Кроме того, снижен уровень органа власти, уполномоченного принимать решения о размерах районных коэффициентов. Если в первых редакциях Закона о северах таким органом был Верховный Совет РСФСР, а затем его правопреемник – Федеральное Собрание РФ, то с 2004 года таким органом назначено Правительство. Это развязало руки Минфину и Минтруду для «экономии» на северянах, вокруг которых в руководстве Правительства давно утвердился миф об их больших доходах, резко сниженных Н. С. Хрущевым в 1960 году. И если у нефтяников и газовиков Ямало - Ненецкого и Ханты – Мансийского округов еще сохраняются высокие зарплаты, то распространять представление об этом на пенсионеров – северян не только ошибочно, но и аморально. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить интервалы средней зарплаты в ЯНАО и ХМАО с трудовыми и инвалидскими пенсиями северян, составляющих, соответственно, 40-120 и 12-30 тыс. рублей, или  всего лишь 20-25 % от утраченного заработка...И первым шагом на пути поддержки северян, и хотя бы восстановления в отношении северян законности и справедливости, стало бы скорейшее возвращение к единым районным коэффициентам, без их деления на пресловутые «производственную» и «непроизводственную» сферы. Например,такими едиными районными коэффициентами в Сахалинской области являются: для Курил – 2,0; для Охинского и Ногликского районов – 1,8; для всех других районов и г. Южно - Сахалинска – 1,6.

Но в конце 90-х годов федеральные власти, обозвав закон «о северах» популистским, явочным порядком, в нарушение Закона о Северах и п. 2 ст. 55 Конституции, стали возвращать деление северян на «производственную» и «непроизводственную» сферы, что повлекло снижение уровня районных коэффициентов. Например, в тех же Охинском и Ногликском районах нашей области - с 1,8 до 1,6, а в остальных районах Сахалина и в г. Южно-Сахалинске – с 1,6 до 1,4. Это беззаконие было закреплено Законом от 22.08.2004г. №122 – ФЗ, исключившим из Закона о Северах всю шестую главу, включая ст.30, обязывающую применять к пенсиям северян те же единые районные коэффициенты, которые установлены ст.10 Закона о Северах для работающих. И произвольно, бессовестно и незаконно сниженные районные коэффициенты до сих пор применяются не только многими работодателями, но и исчисляются для расчета пенсий (п.п 6-16 ст. 14 Закона 173 - ФЗ), пособий, стипендий, т.е.  того, что обеспечивает жизнь малообеспеченных групп населения, что особенно возмутительно. Вот почему восстановление единых, надлежащих районных коэффициентов и применения их для исчесления трудовых пенсий северян было бы и справедливым, и законным деянием властей, особенно необходимым в первую очередь для получателей трудовых пенсий, пособий, стипендий. Кстати, заметим без ехидства, что наши областные государственные и муниципальные служащие получают свое денежное содержание с надлежащими районными коэффициентами – 1,6 на юге и среднем Сахалине, и 1,8 в Охинском и Ногликском районах. И это законно. А вот справедливым это можно будет считать лишь после того, как наши власти добьются восстановления законных единых районных коэффициентов для всех жителей области.

  1. Третий способмогбы помочь тысячам пенсионеров - северян. Дело в том, что федеральный пенсионный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в статье 30 ввел произвольный «потолок» уровня заработка пенсионера в форме специального коэффициента, устанавливающего соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране, а глава Ш этого же закона устанавливает ограничения по трудовому стажу, особенно аморальные в отношении северян и дальневосточников. Эти ограничения, кроме прочего, игнорируют еще одну государственную гарантию для пенсионеров – северян, установленную ст. 28 Закона о Северах, требующую от органов власти для исчисления трудового стажа северян применять его полуторный размер. Вот как эта императивная норма изложена в первых редакциях Закона о северах: «При подсчете трудового стажа для назначения пенсий... период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта)». А с принятием в 2004 году Закона № 122–ФЗ эта норма утратила силу! Вот так власть, попирая п. 2 ст. 55 Конституции, отобрала у северян и эту государственную гарантию...

Внесение явно необходимых корректировок в Закон 173–ФЗ в части увеличения для северян размера предельного коэффициента соотношения заработка пенсионера к средней зарплате по стране хотя бы до 3-3,5, а также корректировок в пенсионный закон и Закон о Северах, возвращающих полуторный коэффициент для исчисления трудового стажа северян, наряду с мерами, изложенными в п. 1 и п. 2 данного Обращения, могло бы существенно улучшить положение пенсионеров – северян, явилось бы актом восстановления законности и справедливости.

  1. Четвертый способподдержки  северян касается жизнеобеспечения одной из самых уязвимых групп населения – инвалидов.  А нас таких только в Сахалинской области около 26 тысяч!... Речь идет не только о необходимости корректировки статьи 15 Закона №173–ФЗ, но в первую очередь об исправлении очевидной и вполне возмутительной «ошибки» федеральных властей. Это они, введя в 2004 году известным Законом №122–ФЗ (т.н. Закон о монетизации льгот) единовременные денежные выплаты (ЕДВ) инвалидам, «забыли» ввести для инвалидов – северян соответствующие районные коэффициенты к этим ЕДВ. И такой заведомо несправедливый порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004г.        № 294, действует до сих пор! Это означает, что инвалиды в Сочи и Мурманске, в Рязани и Воркуте, в Пензе и на Сахалине, на Урале, в Сибири и в Магадане, в Москве, Питере и Петропавловске, в Белгородской и Ульяновской областях, где продукты на 50-80% дешевле, чем на Северах, а коммунальные услуги - в 1,5 - 2 раза! – по всей стране ЕДВ одинаковы, без учета огромной разницы в уровнях покупательной способности населения различных регионов страны. И эту более чем очевидную несправедливость устранить проще, чем три других вышеизложенных несправедливости – достаточно лишь росчерка пера Министра здравоохранения РФ, или Председателя российского Правительства. И деньги для реализации этого предложения нужны сравнительно небольшие – наверное, хватило бы и десятой части того, что федеральные власти намерены истратить на подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 году... Остается лишь пожелать нашим властям обрести необходимую политическую волю, чтобы для помощи северянам – дальневосточникам перейти от слов к делам. И проше всего это можно было бы сделать, безотлагательно установив к ЕДВ инвалидам Севера надлежащие единые районные коэффициенты (см. п. 2 данного Обращения).

________________     ________________     ________________

Обращаясь к руководителям федеральных и региональных властей, хотел бы надеяться не только на поддержку всех четырех предложений, но и на понимание необходимости их скорейшей реализации. Если вы с этим согласны, то рекомендовал бы, кроме ознакомления с этим  Обращением всех без исключения депутатов, по-возможности срочно поручить соответствующим комитетам и Правительству просчитать необходимые затраты и скорректировать план законопроектной работы – с тем, чтобы подготовка необходимых предложений была завершена, независимо от сроков Ваших отпусков, в третьем квартале текущего года. Кроме предложения по пункту 4, которое в силу его простоты, очевидности и «дешевизны» можно было бы подготовить и внести в течение мая-июня этого года.

Одновременно просил бы подумать о принятии для поддержки бедной трети населения мер, финансируемых из региональных источников (увеличение размеров пособий, жилищных субсидий, расходов на питание детей, лекарств для них, их бесплатный проезд на автобусах, и другое).

Конечно, данное Обращение будет направлено и Губернатору – высшему должностному лицу области, депутатам областной Думы, представителю Президента в ДФО, руководителям общественных организаций и Палат, политичеких партий, в СМИ.

Но у Президента России, депутатов Государственной Думы  и членов Совета Федерации особые права, особая миссия, особая ответственность перед населением, и я надеюсь, что Вы их достойно реализуете.

Приложение:копии двух материалов из газет «А и Ф» и «Аргументы недели», см. по тексту, на трех листах, и извлечения из Закона о Северах, ст. 10 и ст. 28, на одном листе.

P. SНапишу немного о себе, чтобы было понятно, почему я счёл своим долгом еще раз внести предложения о защите интересов северян, всех пенсионеров России.

Мне 75 лет. Всю трудовую жизнь – с 1958 года – живу и работаю на Сахалине. Базовое образование и профессия – строитель – монтажник. Участвовал и руководил обустройством большинства нефтяных месторождений в Охинском и Ногликском районах, монтажными работами на объектах жилья и соцкультбыта, строительством сотен километров нефтегазопроводов на Северном Сахалине и до   Комсомольска – на – Амуре. Прошел путь от мастера до главного инженера и начальника монтажного управления. В 1992 – 2001гг. работал  мэром г. Охи и района, вице – губернатором области по экономике и финансам, заместителем руководителя антимонопольного управления. Не раз становился неугодным начальству и наказывался то за «ненужную инициативу», то за «излишнюю принципиальность»... Между делом всегда учился, получил дипломы экономиста, бизнес – организатора, юриста. При этом всегда занимался общественной работой по защите прав человека, в 80х – 90х годах – по защите интересов северян. Был членом правления Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, участвовал в разработке и лоббировании федерального Закона о северах, принятого в 1993 году. В 2012 году из – за падения и ушиба позвоночника стал полулежачим инвалидом... Жена – ветеран труда, инвалид IIгруппы... Мы живем на Сахалине 105 лет, работали здесь 81 год. У нас две дочери, внучка и пять внуков.

Поэтому все изложенные выше вопросы мне известны до боли. Они выстраданы личным опытом защиты интересов и законных прав северян, нынче не уважаемых и даже попираемых рядом действий федеральных властей. Значит, эти права и интересы требуют защиты - и властей, и общественности. Этому и посвящено данное Обращение.

Заранее благодарю всех за понимание.

С уважением, - член Совета федерального Движения «За права человека», ветеран труда, работавший на Севере Сахалина с 1958 года, почетный член Сахалинского правозащитного центра, член Общественной Палаты Сахалинской области, почетный донор России, инвалид Iгруппы.               

 

1-22 мая 2014 года.                                                                                      М. А. Куперман

Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! В связи с нашествием нашистских ботов, временно вводятся ограничения на отправку комментариев. Все комментарии проходят проверку на наличие нарушений законодательства РФ.


Защитный код
Обновить

Сбор пожертвований

ПожертвованияПожертвования на оплату юридической помощи Ильдару Дадину и другим пострадавшим от пыток в ИК-7 в Карелии (пометка «для Ильдара Дадина»), а также на уставную деятельность можно перевести на карту «Сбербанка»:

Номер карты: 4276 3800 9459 0358

ФИО получателя: Пономарёв Лев Александрович

 


Московская Хельсинкская группаКоалиция За право выбора!Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человекаЗа демократическую альтернативную гражданскую службу!Кавказский узелОбщественный контроль. Официальный сайт Ассоциации независимых наблюдателейЧКНССовестьМЕМОРИАЛ о войне на Северном КавказеЛипцер, Ставицкая и партнёры - московская коллегия адвокатов